Rambler's Top100 Тип "Щ" 5-бис-2 серии

Тип «Щука» (Тип «Щ») V-бис 2 Серии.

Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" X серии.



1. Количество подводных лодок проекта: 14


2. Изображение проекта:


Щ 5-бис 2 серии

ПЛ типа "Щ" V-бис 2 серии, вид сбоку и сверху. Рисунок Апалькова Ю.В.

Щ 5-бис 2 серии

вид сбоку и сверху ПЛ Щ-311 с сетепрорезателем "Сом". Рисунок Апалькова Ю.В.



ПЛ Щ-309 с леерным ограждением кормовой орудийной площадки. 1945 год. Рисунок Балакина С.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» № 202 (5)

1

 Щ-121 «Зубатка»

214

20.12.1933

26.08.1934

30.04.1935

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-121

2

 Щ-122 «Сайда»

251

22.12.1933

29.08.1934

30.04.1935

 Заложена на Заводе № 189
 10.06.1949 - пер. в С-122

3

 Щ-123 «Угорь»

215

20.12.1933

26.08.1934

30.04.1935

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-123

4

 Щ-124 «Палтус»

252

22.12.1933

29.12.1934

29.09.1935

 Заложена на Заводе № 189
 10.06.1949 - пер. в С-124

5

 Щ-125 «Муксун»

217

20.12.1933

26.08.1934

15.05.1936

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-125
 15.09.1953 - пер. в КБП-32
 12.01.1957 - пер. в УТС-62

 НИКОЛАЕВ: Завод им. 61 коммунара (№200) (4)

6

 Щ-204 «Минога»

216/1040

15.06.1934
(15.04.1934)

31.12.1934

30.12.1935

 Заложена на Заводе № 189
 06.12.1941 - погибла

7

 Щ-205 «Нерпа»

1029
(1030?)

05.01.1934

06.11.1934
(01.02.1935)

17.11.1936
(14.08.1936)

 16.06.1949 - пер. в С-205

8

 Щ-206 «Нельма»

1030
(1029?)

05.01.1934

01.02.1935
(06.11.1934)

14.08.1936
(16.08.1936)

 06-07.1941 – погибла

9

 Щ-207 «Касатка»

1031

05.01.1934

25.03.1935

17.11.1936

 16.06.1949 - пер. в С-207
 06.10.1954 - пер. в КБП-43
 12.01.1957 - пер. в УТС-36

 ЛЕНИНГРАД: Балтийский Завод (№ 189) (2)

10

 Щ-306 «Пикша»

250

06.11.1933

01.08.1934

04.08.1935

 16.11.1942 - погибла

11

 Щ-307 «Треска»

249

06.11.1933

01.08.1934

04.08.1935

 16.05.1949 - пер. в ПЗС-5

 НИЖНИЙ НОВГОРОД: Завод «Красное Сормово» (№112) (3)

12

 Щ-309 «Дельфин»

550/3

06.11.1933

10.04.1935
(10.05.1935)

14.11.1935

 

13

 Щ-310 «Белуха»

550/4

06.11.1933

10.04.1935

20.08.1936

 09.06.1949 - пер. в С-310
 1958 - потоплена

14

 Щ-311 «Кумжа»

550/5

06.11.1933

10.04.1935

21.08.1936

 12.10.1942 - погибла, обнаружена



4. История проекта:


Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.

Новая серия лодок типа «Щ» получила наименование V бис-2 серии. К началу строительства подводных лодок V бис-2 серии уже име­лись опыт строительства и результаты испытаний головных подводных лодок III и V серий, которые учитывались в новом проекте. Поэтому проект подводных лодок V бис-2 серии имел ряд существенных отли­чий по сравнению с предыдущими сериями подводных лодок типа «Щ». Основными из них были следующие:

1. Переработан теоретический чертеж и улучшены носовые обводы путем удлинения булей, что дало увеличение полного надводного хода на 0,5 уз по сравнению с подводными лодками V серии.

2. Обеспечено хранение запасных торпед без снятия зарядных отде­лений, для чего кормовая переборка второго отсека на 31-м шпангоуте была сделана ступенчатой — верхняя часть ее (над настилом аккумуляторной батареи) была смещена на одну шпацию в корму. В связи с этим верхняя часть второго отсека удлинилась на одну шпацию (за счет третьего отсека).

3. Увеличена прочность переборок центрального поста (на 37-м и 45-м шпангоуте) до 6 кгс/см2 (раньше прочность всех переборок была рассчитана лишь на 2 кгс/см2).

4. Коренным образом переделано торпедопогрузочное устройство, что, с одной стороны, уменьшило загроможденность торпедных отсеков, а с другой - ускорило время погрузки полного запаса торпед до 12 ч против 25-30 ч.

5. Увеличен район надводного плавания за счет приспособления бортовых цистерн главного балласта № 3 и 4 под топливо. Позднее, во время прохождения капитального ремонта на всех подводных лодках V и V-бис серии бортовые балластные цистерны № 3 и 4 переоборудовались под топливо.

6. В приводе электромотора экономического подводного хода шестеренчатая передача была заменена передачей гибкими резиновыми ремнями («Раороп»), что делало работу передачи бесшумной.

7. Электродвигатели приводов носовых и кормовых горизонтальных рулей были перенесены в концевые отсеки, и рядом с ними установлены дифференциальные муфты типа Федорицкого. Посты ручного управления горизонтальными рулями остались в центральном посту.

8. Продувание главного балласта производилось не турбовоздуходувками низкого давления, а дизелями, работавшими, как компрессор.

Часть субмарин получила сетепрорезатели "Сом". Благодаря внедрению всех этих новшеств лодки V-бис-2 серии заслужили высокую оценку моряков.

Всего было построено 14 подводных лодок V бис-2 серии - пять для Тихоокеанского флота, пять - для Краснознаменного Балтийского флота и четыре - для Черноморского флота.

Балтийский завод построил две лодки для Тихоокеанского флота (ТОФ), которые достраивал Дальзавод, и две лодки для Краснозна­менного Балтийского флота; завод № 194 построил три лодки для ТОФ (достраивал Дальзавод) и одну лодку для Черноморского флота (ЧФ), которую достраивал завод № 200 в Николаеве; завод «Красное Сормово» построил три лодки для Краснознаменного Балтийского флота и завод № 200 - три лодки для Черноморского флота.

Достройка, испытания и сдача флоту подводных лодок на Дальнем Востоке в основном производилась на Дальзаводе. На заводе сущест­вовало Специальное конструкторское бюро (СКБ), которое обеспечи­вало строительство лодок технической документацией и принимало участие в испытаниях. Ведущую роль в этом СКБ играли Г.М. Блеков, А.П. Соловьев и А.П. Антонович.

Строителями подводных лодок на Дальнем Востоке в то время были В.В. Любимов, А.3. Голланд, А.А. Золотарев, Н.В. Кормилицын, Б.Е. Клопотов, Г.Н. Лебедев, В.Ф. Новиков и др.

Подводные лодки типа «Щ» зарекомендовали себя, как весьма на­дежные и относительно недорогие в постройке. К тому же наличие 10 торпед при относительно малом водоизмещении делало их непревзой­денными по удельной вооруженности (меньше 60 т на 1 торпеду).

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся ПЛ V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. "Щуки" остались доживать свой век в прежнем виде.


5. Схема проекта:


Щ 5-бис 2 серии

Общая схема. Укрупненный вид (72,6 Кб)


Щ 5-бис 2 серии

Подробная схема. Укрупненный вид (100,0 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Щ V бис-2 серии *
1 - волнорезные щиты; 2-торпедный аппарат; 3 - надводный якорь; 4 - подводный якорь; 5- носовая цистерна главного балласта; 6 - выгородка кингстона цистерны главного балласта; 7 - дифферентная цистерна; 8 - буксирный гак; 9 - носовые горизонтальные рули; 10 - кнехты; 11 - стойка антенны; 12 - гюйсшток; 13 - вьюшка швартовного троса; 14 - подъемный рым; 15 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 16 - румпель носовых горизонтальных рулей; 17 - входной люк; 18 - трап; 19 - гальюн; 20 - умывальник; 21 - трюмный поршневой насос; 22 - торпедозаместительная цистерна; 23 - провизионная цистерна; 24 - торпедобалка; 25 - койки; 26 - цепной ящик; 27 - брашпиль; 28 - запасные торпеды; 29 - торпедопогрузочный люк; 30 - аварийный телефонный буй; 31 - аккумуляторная батарея; 32 - компрессор воздуха высокого давления; 33 - топливная цистерна; 34 - кают-компания; 35 - каюта командира; 36 - приборы гидроакустики; 37 - каюта; 38 - диван; 39 - киль; 40 - радиорубка; 41 - распределительный щит силовой сети; 42 - штурманский стол; 43 - лебедка перископа; 44 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 45 - осушительный центробежный насос Р-130; 46 - станция погружения и всплытия; 47 - гирокомпас; 48 - штурвал носовых горизонтальных рулей; 49 - контроллер электродвигателя носовых горизонтальных рулей; 50 - штурвал кормовых горизонтальных рулей; 51 - контроллер электродвигателя кормовых горизонтальных рулей; 52 - цистерна лага; 53 - зенитный перископ; 54 - командирский перископ; 55 - станция воздуха высокого давления; 56 - шахта перископа; 57 - уравнительная цистерна; 58 - ящик с 45-мм патронами; 59 - 45-мм орудие; 60 - палубная цистерна; 61 - шахта вдувной вентиляции; 62 - шахта вытяжной вентиляции; 63 - магнитный компас; 64 - тумбавертикального руля; 65 - отличительный огонь; 66 - верхний "меч" обтекателя гидроакустики; 67 - мачта антенны; 68 - сигнальная мачта; 69 - леерная антенна; 70 - насос для охлаждения дизелей; 71 - нижний "меч" обтекателя гидроакустики; 72 - масляный холодильник; 73 - расходный топливный бак; 74 - дизель 38В8; 75 - газоотвод дизеля; 76 - муфта "Бамаг"; 77 - опорный подшипник; 78 - главный гребной электродвигатель; 79 - электромоторный вал; 80 - воздухоохладительглавного гребного электродвигателя; 81 - разобщительная кулачная муфта; 82 - упорный подшипник "Митчеля"; 83 - ручной тормоз валопровода; 84 - электродвигатель экономического хода; 85 - щит управления главными гребными электродвигателями; 86 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторных батарей; 87 - щит управления электродвигателями экономического хода; 88 - глушитель газоотвода дизеля; 89 - промежуточный вал; 90 - шлюпка; 91 - рундуки; 92 - камбуз; 93 - преобразователь электродвигателя вертиканого руля; 94 - баллон воздуха высокого давления; 95 - гребной винт; 96 - кормовые горизонтальные рули; 97 - вертикальный руль; 98 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 99 - привод вертикального руля; 100 - флагшток; 101 - цистерна циркуляционного масла; 102 - цистерна чистого масла; 103 - цистерна судового запаса масла; 104 - цистерны главного балласта; 105 - средняя цистерна; 106 - цистерна быстрого погружения; 107 - кормовая цистерна главного балласта.
ПРИМЕЧАНИЕ: На некоторых подводных лодках V бис-2 серии имелся кормовой торпедопогрузочный люк. В этом случае телефонный буй переносился в корму между 70 и 72 шпангоутами, а входной люк - между 58 и 59 шпангоутами.

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


                                                                                   Щ121-125     Щ204-207  Щ306-307,309-311

                                   

водоизмещение            надводное                       -        617,5т               609,9т               589 (593?)т

                                    подводное                       -        721,2т               706,4т               708т

скорость                       в надводном положении -        11,92 узлов       12,9 узлов        12,3 узлов

                                    в подводном положении  -        6,7 узлов          7,47 узлов        8,0 узлов

дальность плавания      в надводном положении -        7150 (5)миль     9300 (8,8) миль 5750 (8,6) миль

                                    в подводном положении -        110 (1,8) миль   100 (2,5) миль   126,5 (2,8) миль

экипаж                                                                -        37(40?)человек -“-                     -“-

размерения                                                         -        58,75х6,2х4,08  58,8х6,2х4,3м   57,75х6,2х3,97м           

вооружение                  533мм НТА                      -        4 шт.                -“-                     -“-

                                    533мм КТА                      -        2 шт.                -“-                     -“-

                                    орудие 21-К  45мм           -        2 шт.                -“-                     1 шт.

                                    пулемет ДШК 12,7мм       -        0 шт.                -“-.                    2 шт.

автономность                                                       -        20 суток            -“-                     -“-

глубина погружения                                             -        до 90м              -“-                     -“-

мощность                     дизелей                           -        2х685 л.с.         -“-                     2х800 л.с.

                                    электромоторов               -        2х400 л.с.          -“-                     -“-


7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945 гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" III,V,V-бис и V-бис-2 серии", Морская коллекция, №2, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.", Харвест, Минск, 2004г.
- Рисунки Апалькова Ю.В. и Балакина С.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016